К 35-летию Института биологии моря ДВО РАН

10 лет назад директор Института биологии моря, член-корреспондент РАН (ныне академик) В.Л.Касьянов, отвечая на вопрос, какое время особенно запомнилось, сказал: Конечно, первые годы… Это был молодой институт, который не имел своих площадей, жилья - люди жили неизвестно где. При этом ставились какие-то колоссальные задачи, создавались новые станции, проводились экспедиции. Действительно: 1967 год, института еще нет, Отдел биологии моря только что создан, но сотрудники уже отправились в первую экспедицию; провели первые занятия по биологии моря … в школе. Исследования и подготовка будущих исследователей начались одновременно. К 2004 г. Институтом организовано около 60 экспедиций в различные моря Тихого и Индийского океанов. А Малая академия морской биологии (МАМБ) отметила свое 25-летие. Из 234 ее выпускников 39 сегодня обучаются в ДВГУ, 79 работали в науке, среди них 21 кандидат, 1 доктор наук. И закономерно, что ИБМ курирует в Дальневосточном государственном университете 5 базовых кафедр, а директор руководит в нем Академией экологии, морской биологии и биотехнологии (АЭМБТ). Одновременно с Институтом создана морская биологическая станция Восток (зал. Восток Японского моря), через год - биологические станции Радуга на оз. Азабачье (Камчатка) и Сокол на р. Белая (Сахалин), еще через год - биостанция Старк (на о-ве Попова). Позднее к ним добавились Дальневосточный морской государственный природный биосферный заповедник, Государственный природный комплексный морской заказник Залив Восток, биостанция Запад, собственные водолазная, аквариальная и морская службы, включая НИС Профессор Насонов и Внимательный. Крупнейший во Владивостоке морской естественно-исторический музей - тоже в ИБМ. Через 5 лет после рождения Институт стал издавать журнал Биология моря (Russian Journal of Marine Biology), ныне это журнал международного уровня. К настоящему времени сотрудниками Института опубликовано около 7 тыс. научных работ, в том числе 180 монографий. Если сравнить события первых лет существования Института с новейшими, ясно, что стратегические направления его деятельности не изменились. Вот события 2004 года, которые директор ИБМ ДВО РАН назвал важными: - визит президента РФ в Институт и принятие решения о строительстве во Владивостоке океанариума как просветительского, научного и образовательного центра; - проектирование второй очереди Института; - экспедиция на Академике Опарине в Южно-Китайское море; участие сотрудников Института в арктической и антарктической экспедициях; - выход в свет первых томов многотомного определителя Биота российской части Японского моря и двух томов монографического сборника Дальневосточный морской биосферный заповедник; - проведение международного малакологического совещания. К ним нужно добавить и другие важнейшие результаты последних двух лет: - в США вышло второе издание монографии Руководство по определению ферментов на электрофоретических гелях. Суммированы более 900 методов для получения зимограмм 430 ферментов, используемых в качестве генных маркеров в различных областях биологических исследований (Г.П.Манченко); - опубликован самый полный в мире определитель по морским изоподам Северного полушария, включающий описания 807 видов (О.Г.Кусакин); - в монографии Липиды морских водорослей-макрофитов и трав обобщены данные о структуре и метаболизме липидов из более чем 250 видов морских макрофитов. Данные о составе липидов упрощают поиск источников биологически активных веществ (С.В.Хотимченко); - на примере иглокожих показано, что при регенерации может происходить полная смена фенотипа дифференцированных клеток. Это открывает новые возможности при изучении проблем функционирования стволовых клеточных систем, развитии методов трансплантации и тканевой репарации (И.Ю.Долматов, В.С.Машанов); - показано, что бактериальные онкогены, трансформирующие высшие растения, могут инициировать процесс неопластической трансформации у животных (Н.А.Одинцова, совместно с БПИ ДВО РАН); - впервые для морей России в донных осадках Берингова, Охотского и Японского морей изучены видовой состав и распределение цист токсичных микроводорослей, среди которых обнаружены продуценты нейропаралитических токсинов, опасных для человека и животных (Т.Ю.Орлова); - завершена полная инвентаризация ихтиофауны зал. Петра Великого (более 300 видов); проанализированы вековые изменения в составе ихтиофауны по декадам с 1901 по 2004 г.; организован регулярный мониторинг рыб-вселенцев и южных мигрантов (А.С.Соколовский); - изучены механизмы формирования специфических комплексов видов морской биоты в условиях экстремальных загрязнений донных осадков; показаны механизмы включения углерода из нефтяных соединений в пищевые цепи гидробионтов через нефтеокисляющие микроорганизмы (В.И.Фадеев); - изучено распределение массовых видов донных гидробионтов вдоль северо-восточного побережья о-ва Сахалин с целью оценки кормовой базы в зонах нагула серых китов в районе нефтепромыслов и морских нефтяных платформ (В.И.Фадеев); - разработана и успешно применена уникальная методика индивидуальной фотоидентификации серых китов у берегов восточного Сахалина (Ю.М.Яковлев). Поразительна необыкновенная энергия развития этого Института, которой он не терял даже в самые трудные годы. Эта энергия определялась исключительно личностями - прежде всего создателя Института и затем людей, которых он поштучно отбирал, приманивал из разных городов, растил из студентов. И для нынешнего директора научная единица - не лаборатория, а сотрудник, личность. И главное то, насколько ему важно заниматься наукой. На вклейке представлен ИБМ ДВО РАН в лицах. И те (из 500 сотрудников), кто остался за кадром, - отнюдь не статисты, все вместе они создают в коллективе атмосферу творчества. Сведения об Институте биологии моря ДВО РАН любезно предоставлены заместителем директора по научной работе А.В.Адриановым. Фото из архива ИБМ ДВО РАН.

Вестник Дальневосточного отделения РАН 2005 , т. , вып. 3 ( Май-Июнь 2005 г. ) С. 3-4